Get Adobe Flash player

МАДОУ «Детский сад комбинированной направленности № 8» г.Сосновоборска

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

 ТЕМА: «Речевая готовность ребенка к школьному обучению»

 

 Учитель - логопед: Гронская Е.Ю.

 

Параметры  речевой готовности ребенка к школьному обучению

I. Ребенок правильно произносит все звуки родного языка.

II. Готовность к звуковому и  слоговому анализу и синтезу.

III. Соответствие словарного запаса возрастной норме и умение пользоваться разными способами словообразования.

IV. Сформированность грамматического строя речи.

V. Сформированнасть связной речи.

I.  Ребенок правильно произносит все звуки родного языка.

1. К концу дошкольного обучения ребенок правильно произносит все звуки родного языка:

свистящие: [ccь, з – зь, ц]

шипящие: [ш - ж – ч - щ]

сонорные: [р – рь, л - ль]

2. Правильно передает слоговую структуру слов

II. Готовность к звуковому и слоговому анализу и синтезу.

1. Умение определять место звука в слове.

      Например: в слове СУП, звук [С] находиться в начале слова

                         в слове УСЫ, звук [С] находиться в середине слова,

                         в слове НОС, звук [С] находиться в конце слова

2. Умение анализировать слова из 3-5 звуков.

     Например: в слове ЛОСЬ три звука,

первый звук [Л] - он согласный и твердый,

второй звук [О] - он гласный,

последний звук [СЬ] - он согласный и мягкий.

3.Умение различать гласные и согласные звуки.

    В русском языке 6 гласных звуков [А-О-У-И-Э-Ы], остальные согласные звуки.

4. Умение составлять слова из 3-5 звуков.

    Например: взрослый называет звуки [К-О-Т], ребенок собирает звуки вместе и  получает: КОТ.

5. Умение делить слова на слоги.

     Например: в слове КУБИКИ три слога:

первый слог [КУ],

второй [БИ],

третий слог [КИ].

6. Умение составлять слова из 2-3 слогов

Например:   первый слог [КИ],

второй слог [НО],

получиться – КИНО.

7. Различать понятия: звук – буква – слог. Звук мы произносим и слышим. Буквы мы видим и пишем. Слог – часть слова.

 

III. Соответствие словарного запаса возрастной норме и умение пользоваться разными способами словообразования.

1. Соответствие количественного и качественного словарного запаса.  Ребенок использует в речи:  имена существительные, имена прилагательные, глаголы, наречия, местоимения и т.д.

2. Умение использовать обобщающие слова.

 Например:  груша, яблоко, банан – это фрукты; кукушка, грач, ласточка – это перелетные птицы и т.д.

3. Умение образовывать слова с уменьшительно-ласкательным и увеличительным значением.       Например: дом – домик – домишко; домище.

4. Умение образовывать относительные и притяжательные прилагательные от имен существительных.

Например: резина – резиновый, снег – снежный;  лиса – лисий, лев – львиный.

5. Умение образовывать приставочные глаголы

     Например: Ходить – заходить – выходить – приходить – подходить – переходить – уходить – сходить.

6. Умение использовать обобщающие слова.

7. Умение образовывать сложные слова.

Например: мясо рубит – мясорубка, листья падают - листопад.

8. Умение подбирать однокоренные слова

Например: дождь – дожди, дождливый, дождевик, дождинка

 

IV. Сформированность грамматического строя речи.

1. Умение правильно употреблять простые и распространенные предложения.

2. Умение правильно употреблять предложно – падежные конструкции.

3. Умение употреблять в речи предлоги и выделять их в предложении как отдельные слова.

Например: Щенок сидит в будке. [В] – предлог.

4. Умение определять количество и последовательность слов в предложении из 4- 6 слов.

Например: Девочка играет с куклой – 4 слова.

первое слово – девочка,

второе слово – играет,

третье слово – С,

четвертое слово – кукла.

5. Умение различать понятия: слово – предложение.

V.  Сформированнасть связной речи.

1. Умение пересказывать рассказ из 8-10 предложений.

2. Умение  составлять рассказ по серии из 3-6 сюжетных картинок.

3. Умение составлять рассказ по одной сюжетной картинке.

4. Умение составлять рассказ – описание о предмете.