Get Adobe Flash player

«Культурные практики в образовательной деятельности ДОУ»

 

МАДОУ ДСКН №8 г. Сосновоборска

 

Т.В. Степанова, зам. зав. по УВР,

Э.Н. Кайгородова, учитель-логопед,

И.Ю.Хандогина, педагог-психолог

 

Технология БИнGo (Больше Информации – Вперед!)

как форма поддержки детских познавательных интересов и действий.

 

    Согласно 273 ФЗ "Об образовании" дошкольное образование - первый уровень общего образования. Одним из направлений дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО является познавательное развитие дошкольников, которое предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий. Таким образом, в нашем учреждении появилась технология  "БИнGo", что означает: Больше Информации – Вперед! Технология  включает в себя следующие составляющие: Учёный кот, Научный кинозал, Детская библиотека, Дополненная реальность, Чемпионат по чтению вслух, Детский интерактив. Появление в жизни дошкольников новых видов деятельности способствует расширению круга жизненных связей и отношений ребенка, что ведет к его интенсивному развитию.

Например, первая составляющая - Ученый кот.

Учёный кот – игровой приём, который мы используем для поддержки детской любознательности и инициативности,  интереса дошкольников к чтению. Ученый кот - это игрушка, о которой педагог рассказывает детям такую легенду: «Учёный Кот, которому уже 109 лет (придумал его А.С. Пушкин) живёт сейчас в нашем детском саду. Всем известно, что Кот – долгожитель, прочитал за свою жизнь много книг и может ответить почти на любые вопросы. У Кота очень много друзей и, если он чего-то не знает, то обязательно спросит у того, кто может ответить правильно». По существующей легенде «Кот не умеет говорить и не может слышать. Но он умеет читать и писать». Поэтому каждый желающий ребёнок, который чем-то интересуется, может задать Коту вопрос, записав его печатными буквами на бумаге. Существует условие: все слова в вопросе записаны правильно. Ребёнок имеет возможность уточнить правильность написания у педагогов. Приготовив вопросы, дети относят их к Учёному Коту во время клубного часа. Ответы на вопросы готовит педагог-психолог. Эти послания содержат тексты с научной информацией, адаптированной для дошкольного возраста, и цветные иллюстрации. Ответы от Ученого Кота ребёнок может забрать во время следующего клубного часа, прочитать его самостоятельно, либо обратиться за помощью к сверстникам, ко взрослым.

 

Научный кинозал основан на принципах научности и доступности.

Проведение научного кинозала требует некоторой предварительной подготовки: изготовление афиш, входных билетов, подбор атрибутов, видеоматериала, декораций, оформление интерьера, расстановка посадочных мест.

По предъявленным билетам дети заходят в зал, в котором находятся различные предметы, связанные между собой общей тематикой. Дети свободно перемещаются в этом пространстве, исследуя предметы. В течение 10 минут, общаясь друг с другом и со взрослыми, дети выдвигают свои гипотезы и предположения о теме предстоящего показа.

Далее все дети рассаживаются на зрительские места, и начинается демонстрация научного фильма. После просмотра фильма ведущий задает детям вопросы, уточняет детали, узнает их  отношение к увиденному. Дети делятся своими впечатлениями. Далее ведущий предлагает детям оформить свои информационные странички, которые в конце учебного года собираются в "Большую энциклопедию". Таким образом, у каждого ребенка появляется собственная, сделанная своими руками, энциклопедия.

 

Детская библиотека.

В детском саду организована детская библиотека "Читай-ка", которая наполнена книгами различных жанров и тематики: энциклопедической, художественной  детской литературой, произведениями отечественных и зарубежных авторов. Воспитанники имеют возможность посетить библиотеку во время Клубного часа. Педагог, ответственный за библиотеку, использует в работе с детьми различные приемы, направленные на понимание текста, такие как:  "Кластер", "Фишбоун", "Дерево предсказаний",  "Корзина идей", "Логическая цепочка"  и др. Таким образом, дети учатся не просто читать, а понимать прочитанное.

 

Дополненная реальность

Особой популярностью в библиотеке пользуются «живые» книги.

Дополненная реальность создает и ясно отображает взаимосвязь между реальным и виртуальным миром. Для дополненной реальности необходимо иметь цифровое устройство с установленным специальным приложением.

Дополненная реальность позволяет «оживлять» привычные нам печатные страницы. Это не только носит развлекательный характер, но и позволяет информационно обогатить содержимое книги, дать больше наглядных знаний, усилить образовательный эффект. Анимация и 3D-герои привлекают внимание юных читателей, помогают им полюбить книги.

Необходимо следующее оборудование:

Книги с дополненной реальностью.

Планшет или смартфон с установленным приложением.

Ребенок берет книгу, открывает и прочитывает страницу. Затем  берет устройство, наводит на прочитанную страничку и «общается» с «ожившим» героем (рассматривает его со всех сторон, перемещая устройство – спереди, сбоку, сзади, сверху,  подмечает какие то детали). У ребенка возникает интерес к происходящему «оживлению» и он читает следующую страницу, получая новую информацию.

У детей, в ожидании встречи с «живыми» героями книг, возрастает познавательная активность и любознательность.  А если в обучении присуща увлекательность, если оно создаёт эффект присутствия, то оно гораздо больше ценится обучающимися и дает куда более глубокое понимание материала.

 

Чемпионат по чтению вслух

В апреле проводится Чемпионат по чтению вслух, в котором принимают участие воспитанники подготовительных к школе групп, умеющие читать. Обязательно пишется сценарий.  Чемпионат проводят ведущие – взрослый и ребенок подготовительной к школе группы. Ведущие объясняют правила проведения чемпионата, демонстрируют буктрейлер к книге – призу за 1 место.В соответствии со сценарием дети выполняют различные задания, направленные на стимулирование и поддержку интереса к чтению. В этом ведущим помогают сказочные герои-взрослые: педагоги, родители. Каждый ребенок,  прочитавший текст, обязательно отвечает на вопросы на понимание прочитанного. Жюри подсчитывает баллы, объявляет победителя.

 

Детский интерактив– это форма взаимодействия дошкольников между собой, с родителями и педагогами. При этом это возможность проявить свои творческие способности, потренироваться в умении выступать перед зрителями, отвечать на их вопросы, а также проводить свои собственные исследования и представлять результаты таких исследований в виде презентаций. Каждое выступление тщательно готовится. Сначала определяется общая тема, которая связывает все выступления каждого детского интерактива. Эта тема может перекликаться с лексической темой недели, во время которой проводится данное мероприятие, а также может быть обусловлена запросами детей, которые определяются при помощи писем дошкольников Учёному Коту. После определения темы детского интерактива, которая объявляется в каждой группе, воспитанники совместно с родителями начинают готовиться к выступлениям. Выступить могут все желающие по собственной инициативе. Темы детских интерактивов близки и понятны детям: «Мой питомец», «Как я провёл лето» и т.д. Материал выступления ребёнок готовит совместно с родителями и, при необходимости, может обратиться за помощью к педагогам. В день проведения интерактива готовится помещение: оформляется зал в соответствии с темой мероприятия, расставляются места для зрителей. Выступающие по очереди выходят к экрану и представляют свои презентации, которые демонстрируются во время выступления. Презентации оформляются в программе PowerPoint. После каждого выступления зрители могут задавать интересующие их вопросы по представленному материалу.

Итак, все 6 составляющие технологии «Бинго» - это не просто тщательно продуманные и подготовленные события в жизни детей нашего детского сада, а способы построения процесса поиска информации и её обработки, а это значит, что применение технологии «Бинго» поддерживает познавательные интересы и действия детей, что соответствует требованиям ФГОС ДО, а также способствует достижению целевых ориентиров ФГОС ДО.

Объявления

 

Меню

Опрос

Как Вы отдыхаете летом?